Главная Страница Экологические требования Сведения о распределении ответственности за вред, нанесенный окружающей природной среде

Сведения о распределении ответственности за вред, нанесенный окружающей природной среде


Опросы сотрудников Всемирного Банка и зарубежных инвесторов, вкладывающих свои капиталы в экономику страны Центральной и Восточной Европы, показали, что одной из важнейших причин осторожности их инвестиционной политики является высокий риск ответственности «новых собственников» предприятий и организаций за ранее нанесенный экологический ущерб. Этот риск, обусловлен ущербом, причиненным населению и территориям и некомпенсированным прежним собственником (государством), высоким уровнем загрязнения окружающей среды и высоким уровнем экологической опасности для населения и территорий.

Как показывает опыт решения проблемы в США и странах Европы (Польше, Чехии, Словакии, Нидерландах и др.), потенциальный собственник имеет возможность получить от государства уступку в обмен на признание им ответственности за ранее нанесенный ущерб.

При продаже предприятий используются следующие формы уступок: снижение цены предприятия; выделение фондов для возмещения затрат на восстановление качества окружающей среды; обязательства правительства по компенсации новому собственнику потерь, связанных с возмещением ранее нанесенного экологического ущерба. При этом используются три метода количественной оценки ответственности: оценка затрат на восстановление естественного качества окружающей среды; оценка затрат на «очистку» окружающей среды до согласованных стандартов; оценка и компенсация ранее нанесенного экологического ущерба.

Закон Украины от 24.06.2004 года № 1863 - IV «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью обеспечения учета экологических требований в процессе приватизации» обязывает к проекту плана приватизации прилагать заключение о проведенном экологическом аудите по тем объектам приватизации, по которым, согласно законодательству, должен проводиться экологический аудит. В договоре купли-продажи таких объектов приватизации включаются: сведения о распределении ответственности за вред, нанесенный окружающей природной среде вследствие хозяйственной деятельности предприятием до проведения его приватизации; требования и дополнительные ограничения природоохранного законодательства по пользованию объектом.

Чрезвычайное положение при возникновении особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (стихийного бедствия, катастроф, особо крупных пожаров, применения средств поражения, пандемий, панзоотий и т.п.), создающих угрозу жизни и здоровью значительных слоев населения на определенной территории (регионе) может быть введено по Указу Президента Украины.

Введение чрезвычайного положения на территории Автономной Республики Крым или отдельных ее местностях может инициировать Верховная Рада Автономной Республики Крым.