Главная Страница Экологический аудит Задачи государственного регулирования экономикой

Задачи государственного регулирования экономикой


Современные экономисты предлагают различные подходы разрешения проблем устойчивого управления социально-экономическими процессами и с учетом этого определяют задачи государственного управления экономикой. Так одни считают, что «государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям». В этом случае задачей государственного регулирования экономикой и лежащей в ее основе концепции экономической политики является нахождение компромисса между многочисленными и разнообразными интересами в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя. Другие основное предназначение государственного регулирования экономикой видят в повышении эффективности использования производственного потенциала страны, а безвозвратное расходование невоспроизводимых ресурсов и растущая нагрузка на окружающую среду являются лишь одним из оснований государственного вмешательства в экономику. Средствами государственного воздействия на экономику при таком подходе выступают: законотворчество, администрирование, информирование, регулирование, контроль.

Приведенные научные подходы по государственному регулированию экономикой объединяет то, что объектом правового регулирования выступает социально-экономическая система как самостоятельное социальное явление. Окружающей природной среде в этой системе нет места. Она рассматривается как побочный фактор воздействия на экономику, как источник поступления производственных ресурсов и пространственный базис. Исходя из таких традиционных экономических теорий, социальные, военные, политические и иные достижения любой страны зависят, в первую очередь, от развития экономики. Экологическая составляющая в этом процессе призвана выполнять обслуживающую, вспомогательную функцию.

Достижения современной социальной экологии как науки показывают, что традиционный подход к управлению экономикой ошибочен. Учет экологических параметров, наряду с учетом традиционных тенденций (рост производства, рост потребления и рост населения) позволил ведущим ученым мира показать неизбежность нисходящей линии развития общества к концу первой трети XXI столетия в связи с возможностью исчерпания минеральных ресурсов и чрезмерным загрязнением природной среды.31 Выход из создавшейся ситуации ученые видят в том, чтобы люди подчинились законам биосферы, а общество следует рассматривать как часть «системы общество-природа».

При рассмотрении проблем устойчивого управления социально-экономическими процессами в масштабах глобальной системы «общество-природа» все составляющие этой системы должны рассматриваться как единое целое, во взаимосвязи друг с другом. Развитие страны становится неустойчивым, если глобальная система «общество-природа», в которой находится Украина как государство, под воздействием антропогенной деятельности испытывает чрезмерные нагрузки. Проявляется это в виде истощения природных ресурсов; высокого уровня загрязнения окружающей среды, заболеваемости и смертности населения и др.

Выход из создавшегося положения некоторые ученые32 видят в изменении объекта правового регулирования. По их мнению, объектом правового регулирования при управлении социально-экономическими процессами должны выступать не только порядок использования и охраны природных объектов, их природных свойств, природных комплексов и учет природных процессов, а правоотношения собственности на природные ресурсы как часть той или иной естественной или эколого-техногенной систем.