Единая государственная система органов исполнительной власти
Единая государственная система органов исполнительной власти по вопросам предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера состоит из двух подсистем:
Подсистемы | |
Функциональная - создается центральными государственными органами и органами исполнительной власти | Территориальные - создаются на территории АРК, областей, городов Киева и Севастополя |
Режим функционирования единой государственной системы (ЕГС):
- повседневного функционирования
- повышенной готовности
- чрезвычайной ситуации.
Режим повседневного функционирования осуществляется в условиях нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановки, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и т.п.
Режим повышенной готовности устанавливается в случае существенного ухудшения производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановки, при наличии возможности возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера.
Режим чрезвычайной ситуации вводится в случае возникновения и во время ликвидации последствий чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера.
Существующая в Украине законодательная система экологической безопасности предусматривает в первую очередь меры административно-правового характера по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на объектах повышенной опасности.
Применение же экологического аудита в перечисленной системе мер безопасности позволяет произвести комплексную оценку и засвидетельствование соответствия деятельности любого предприятия как субъекта обеспечения техногенной безопасности окружающей среды и как объекта защиты от воздействия загрязненной окружающей среды требованиям законодательства и системным ограничениям.
В процессе своей деятельности аудиторы, считает Г.П. Серов, должны руководствоваться следующими принципами оценки и управления экологическим риском:
- комплекс мер организационно-правового, эколого-экономического, научно-методологического, инженерно-технического и иного характера по нейтрализации потенциальных угроз жизненно важным интересам предприятия от загрязненных природных объектов допустим, если затраты на осуществление этих мер не превышают получаемых при этом эффекта и обеспечивают снижения экологического риска до приемлемого значения (критерии "эффективность - стоимость", "затраты - выгода", расчет предотвращенного ущерба);
- согласие руководства предприятия на наличие приемлемого экологического риска при осуществлении деятельности предприятия;
- деятельность, при которой возможно образование чрезмерного экологического риска для отдельного предприятия, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна для региона, территории в целом;
- затраты на меры "индивидуальной" защиты предприятия от чрезмерного экологического риска включаются в сумму затрат на реализацию мер по обеспечению экологической безопасности предприятий, являющихся элементами системы безопасности в экологической сфере.