Классификации политического лидерства
Попытки классификации политического лидерства, предпринимавшиеся в науке, обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров, обладающих теми или иными качествами. Сохраняющая свою актуальность и общепризнанной является типология М. Вебера. Под лидерством он понимал вид авторитетного, властного руководства, смысл которого заключается в способности вызывать повиновение и отдавать приказы. Понятие авторитет было использовано им в качестве основания типологии лидеров, то есть “вероятность того, что приказания встретят повиновение у определённой группы людей”. М. Вебер выделил следующие типы лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное, которым соответствуют три идеальных типа политической власти. Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка основана подчиняться на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Такой тип лидерства характерен для традиционного общества, в основе которого лежит авторитет “вечно вчерашнего: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение”. На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, старейшин, монархов и царей.
Традиционный тип легитимности и, соответственно, традиционный тип лидерства сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт.
По мере того, как религия утрачивала свое значение, а всеобщее избирательное право все более укреплялось и распространялось, божественное право единоличного правления заменялось достаточно разветвленной системой бюрократии и политических партий. Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М. Вебера, харизматический лидер.
Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма - это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований, т. е. не опирается, например, на закон или традицию, а существует благодаря исключительным личным качествам харизматического лидера, веры в него. Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку он зиждется на вере населения в исключительные качества политического лидера. Часто образ такого лидера сознательно формируется в обществе на основе желаний и представлений, которые преобладают у большей части населения.
Рационально-легальное лидерство опирается на представление о законности, разумности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами. В рационально-легальном обществе легитимность власти основывается на вере участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. В качестве особенности данного типа легитимности М. Вебер называл “господство” в силу “легальности”, в силу веры в обязательность легального установления и деловой ”компетентности”, обоснованной рационально созданными правилами”.
В противоположность идеальным типам лидерства М. Вебера в современной политической науке преобладают практически-ориентированные классификации. Кратко рассмотрим типологии первой половины 20 века, так как именно они заложили основу для современных классификации лидерства.
Одним из первых Е.С. Богардус выделил следующие типы:
1) автократический> (в сильной организации),
2) демократический (представитель интересов группы),
3) исполнительный (в состоянии выполнить какую-либо работу),
4) рефлексивно – интеллектуальный (неспособный руководить большой группой)
Чуть позже, Ф.С. Бартлетт классифицировал лидеров несколько по-другому:
1) институциональный тип (лидер вследствие престижа занимаемой позиции)
2) доминирующий тип (получает и сохраняет свою позицию с помощью силы и влияния)
3) убеждающий тип (оказывает влияние на настроения подчинённых и побуждает их к действиям).
” и назвал его “пророком”. Пророки выходят на авансцену в смутные времена и становятся символами инициированного ими движения.
М. Конвей наблюдал лидеров толпы и выделил три лидерские роли. Во-первых, это вожак, стремящийся “пасти” толпу, находящуюся в гипнотическом экстазе, и вести её за собой по избранной им дороге (например, Наполеон). Во-вторых, представитель толпы (выражает известные, устоявшиеся “правильные” мнения), например, Ф. Рузвельт. В-третьих, толкователь мнений (стремится артикулировать то, что смутно чувствует толпа, её скрытые страхи и переживания).
Таким образом, из приведённого выше краткого обзора прослеживается: в первой половине 20 века классификации политического лидерства делили на одновременно как по выполняемой функции (представитель, исполнитель), так и по стилю лидерства (доминирующий - демократический). Они основаны на эмпирических исследованиях деятельности лидеров с целью выявления в ней устойчивых реакций, мотивов. Актуальность подобных исследований обусловлена стремлением обнаружить и зафиксировать наиболее эффективные стили политического лидерства. Более современные теории, в основном, изучают авторитарный и демократический стили, чаще называя их по-другому: “ориентированный на задачу” и “ориентированный на “личность”.
Автор: Гудиев А.А.