Главная Страница Муниципальное право Учебные материалы и Научные статьи Организационные формы местного самоуправления

Организационные формы местного самоуправления


Основываясь на определении понятия «система местного самоуправления», ясно, что данная система формируется из совокупности организационных форм осуществления местного самоуправления. Выделяя элемент системы местного самоуправления необходимо помнить, что он является конечным носителем свойств всей системы. Одним из главных элементов системы местного самоуправления является наделенное властными полномочиями местное население. В системе местного самоуправления под населением следует понимать не просто группу людей, проживающих на определенной территории, а местное сообщество, объединенное в целях своего жизнеобеспечения на определенной территории, где осуществляется местное самоуправление.

Как социальной общности людей населению присуще определенные признаки:

  • территориальная обособленность в пределах определенной административно-территориальной единицы;
  • наличие местного правового регламентирования, устанавливающего порядок жизнедеятельности населения на определенной территории его проживания;
  • общая инфраструктура, обеспечивающая социальные и экономические потребности жизнедеятельности населения;
  • существование общей природной среды обитания, сохранение и рациональное использование ресурсов которой необходимо в целях обеспечения интересов населения;
  • периодическое выступление населения как политической общности – электората, при решении вопросов местного значения и при участии в осуществлении государственной власти.

Часто при определении населения выделяют такой признак, как чувство сообщества, то есть обусловленная историческими, культурными и иными традициями психологическая идентификация индивидов с сообществом, общность ценностей, чувства принадлежности, сопричастности, ответственности перед сообществом.

Вторым элементом системы местного самоуправления является представительство публичной власти местного самоуправления. Данный элемент непосредственно не совпадает с населением, но создается по его воле и представляет его на постоянной основе во взаимоотношениях, возникающих в связи с осуществлением местного самоуправления.

Третьим элементом местного самоуправления выступает представительство общественно-территориальной власти населения. Данное представительство проявляется в пределах части определенного муниципального образования при решении отдельных вопросов жизнедеятельности населения.

В системе присутствуют отличные от элементов компоненты, под которыми понимаются структурные единицы, взаимодействие которых и вызывает, обеспечивает присущие системе качественные особенности. То есть это организационные формы проявления элементов, необходимые для функционирования системы. В системе местного самоуправления выделяют три таких компонента:

1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления;

2. Органы и должностные лица местного самоуправления;

3. Формы участия населения в местном самоуправлении.

На определенных территориях система местного самоуправления может действовать в усеченном виде (без органов местного самоуправления или без территориальных органов общественного самоуправления), но так как это лишь отдельные части проявления системы местного самоуправления для целей исследования целесообразно исследовать систему местного самоуправления во всех ее проявлениях.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в местном самоуправлении.

На основании законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении население непосредственно осуществляет свои права при решении наиболее важных вопросов местного значения: 1) формирование органов местного самоуправления; 2) реализация контрольных функций и ответственности должностных лиц местного самоуправления перед населением; 3) принятие решений по вопросам текущей деятельности местного самоуправления. Это позволяет сделать вывод о том, что формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления оказывают значительное воздействие на все другие компоненты системы местного самоуправления и во многом определяют содержание и направления их деятельности.

К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г.  Главой 5 относятся:

  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;
  • голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  • сход граждан;
  • правотворческая инициатива граждан:
  • территориальное общественное самоуправление;
  • публичные слушания;
  • собрание граждан
  • конференция граждан (собрание делегатов);
  • опрос граждан;
  • обращения граждан в органы местного самоуправления;
  • другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.

Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления на основании действующего ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 33 основывается исключительно на двух принципах.

Во-первых, это принцип законности, который предполагает соблюдение норм Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», законов субъектов Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов.

Во-вторых – принцип добровольности непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в осуществлении местного самоуправления. Данное положение предполагает, что никто, включая государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления ни вправе принуждать граждан к какой-либо деятельности.

Институты непосредственной демократии дают возможность широкого участия граждан в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления. Благодаря этим же институтам население может осуществлять контроль над деятельностью органов местного самоуправления.

Но даже такое детальное закрепление институтов непосредственной демократии не гарантирует их безукоризненного исполнения. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления. Очень важным является вопрос о практическом разъяснении органами местного самоуправления вопросов участия населения в осуществлении местной власти.

Как уже было отмечено ранее, система местного самоуправления складывается из трех компонентов, которые представляют собой организационные формы осуществления местного самоуправления. При определении содержания  такого компонента системы местного самоуправления как органы и должностные лица местного самоуправления не возникает серьезных проблем, так как законодатель выделил отдельную Главу 6, которая имеет сходное наименование в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С двумя оставшимися компонентами дело обстоит гораздо сложнее. Очевидно, что в Главе 5 Федерального закона №131, которая именуется «формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» заключены два компонента системы местного самоуправления, однако законодателем они не разграничены. В данной главе содержится простая совокупность статей, закрепляющих формы осуществления населением местного самоуправления. В связи с этим встает проблема определения конкретных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Таким образом, чтобы правильно различить элементы системы местного самоуправления необходимо обратиться к содержанию конкретных статей, в которых закреплены отдельные формы осуществления населением местного самоуправления.

Для определения форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления нужно понимать значение понятия «непосредственный». Ушаков дает такое толкование: «следующий сразу за кем, чем-нибудь, без промежуточного участия кого, чего-нибудь, без посредствующих звеньев». То есть это такое осуществление населением местного самоуправления, которое происходит без промежуточного участия государственных органов или органов местного самоуправления, они не выступают в качестве посредствующего, связывающего звена.

Чтобы выявить формы участия населения в осуществлении местного самоуправления необходимо определить, что же понимать под «участием». В том же Толковом словаре русского языка Ушакова отражено, что «участие – это сотрудничество, деятельность по совместному выполнению какого-нибудь общего дела». Следовательно, участие населения в осуществлении местного самоуправления это не что иное, как деятельность, сотрудничество населения конкретного муниципального образования по коллективному решению вопросов местного значения. Также важно отметить то, что участие населения в решении местных вопросов может осуществляться опосредованно.

На основании вышеизложенного представляется возможным произвести следующее разграничение элементов системы местного самоуправления. К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления относятся:

  1. местный референдум;
  2. муниципальные выборы;
  3. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;
  4. голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
  5. сход граждан;
  6. другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

К формам же участия населения в осуществлении местного самоуправления следует отнести:

  1. территориальное общественное самоуправление;
  2. правотворческая инициатива граждан;
  3. публичные слушания;
  4. собрание граждан;
  5. конференция граждан (собрание делегатов);
  6. опрос граждан;
  7. обращения граждан в органы местного самоуправления;
  8. другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Теперь целесообразно охарактеризовать отдельные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

Местный референдум – это форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, место жительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом на участие в местном референдуме.

Конституция РФ в ст.130 закрепляет референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления. Так же она признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст.32).  Законодательное определение референдума дается в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Статья 2 данного закона закрепляет, что референдум – это форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Наряду с общероссийским референдумом предусматриваются также региональные и местные референдумы. Местный референдум – это референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии осуществления таких прав; так же они не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации. Вопросы, выносимые на местный референдум, должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключить возможность их множественного толкования.

Инициатива проведения местного референдума выдвигается:

гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, определенном федеральным законом;

представительным органом муниципального образования и главой местной администрации. При этом такая инициатива должна быть выдвинута ими совместно.

Местный референдум назначается представительным органом муниципального образования. Представительный орган обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в данный орган документов, на основании которых назначается местный референдум.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Федерации.

Муниципальные выборы – это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальные выборы, наряду с местным референдумом являются высшей формой непосредственного выражения воли населения муниципального образования. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Муниципальные выборы проводятся, во-первых, в целях формирования представительного органа муниципального образования и иных выборных органов; во-вторых, в целях избрания главы муниципального образования  и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать (т.н. активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (т.н. пассивное избирательное право). Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума, а также метод муниципального права.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Голосование на муниципальных выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля над волеизъявлением гражданина.

Выборы органов местного самоуправления и депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также смешанная избирательная система. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления как институт непосредственной демократии представляет собой форму ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением, содержанием которой является возможность досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица по воле избирателей.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации ст. 131 изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Федеральный закон закрепляет, что в одних случаях изменение границ муниципального образования должно осуществляться с согласия населения, выраженного путем голосования, а в других случаях – с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований. Согласие населения при изменении границ муниципального образования необходимо, если изменяются в установленных законом случаях границы муниципальных районов, а также границы поселений. Согласие населения требуется и в установленных законом случаях при преобразовании муниципальных образований.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». При этом положения федерального и регионального закона, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Одной из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и являющейся средством их самоорганизации, выступают сходы граждан. Обеспечивая гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании, они играют важную роль в системе местного самоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций.

Согласно ст. 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Все вышеперечисленные формы являются формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления, так как здесь очевидно присутствие института непосредственной демократии, который является обязательным признаком названных форм.

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления также являются важным компонентом системы местного самоуправления. Представляется, что наиболее показательной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Наиболее существенными признаками территориального общественного самоуправления, позволяющими отличить его от других элементов системы местного самоуправления, являются: 1) территориальный признак (действует на определенной части территории муниципального образования); 2) инициативный порядок его появления (возникает исключительно по желанию и инициативе самих граждан); 3) функционирование в режиме общественных формирований (круг решаемых вопросов, порядок организации и деятельности территориального общественного самоуправления определяется населением самостоятельно, что отражается в принятом им Положении и Уставе муниципального образования). Территориальное общественное самоуправление не является проявлением публичной власти, в отличие от органов местного самоуправления, обязательность создания которых предусмотрена законодательством.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах определенных территорий проживания граждан. Это подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

избрание органов территориального общественного самоуправления;

определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления осуществляют следующие полномочия:

представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

В Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен перечень требований, предъявляемых к уставу территориального общественного самоуправления. В таком уставе определяются:

территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;

цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

порядок принятия решений;

порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

При этом никакие дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа.

Еще одной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления являются обращения граждан в органы местного самоуправления, под которыми принять понимать изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе и коллективные обращения граждан.

Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления установлен в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В соответствии с данным Федеральным законом ст.4:

обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца со дня их поступления и регистрации. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Существуют и иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Наряду с предусмотренными Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.


Саломаткин А.А. Местное самоуправление в сельских поселениях России (вопросы теории и практики). Челябинск, 1999. С. 39.

Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. С. 21.

Уваров А.А. Система местного самоуправления. Конституционное и муниципальное право, №2, 2002, С.30.

Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учеб. для вузов. М.,2005.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.,2008. С.142.

СЗ РФ. 2002. №24. Ст. 2253.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.,2008. С.163.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.,2008. С.203.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.,2008. С.207.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.,2008. С.208.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.,2008. С.224.

СЗ РФ. 2006. №19. Ст. 2060.

Автор: Сумерская Инна

Ключевые теги: формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, система местного самоуправления, определение населения, местный референдум, преобразования муниципального образования, муниципальные выборы, отзыв депутата, сходы граждан