Главная Страница Экологические требования Рациональное использование природных ресурсов

Рациональное использование природных ресурсов


Во-вторых, понятие управления, которое дается в ч. 1 ст.16 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» весьма сложно увязать с целями управления, хотя эти понятия должны дополнять друг друга. Проблема заключается в том, что если понятие управления в сфере охраны окружающей природной среды определяется через ее функции, то цели управления законодатель пытается дать через методы реализации управленческой деятельности, так как контроль за соблюдением требований экологической безопасности, обеспечение проведения эффективных и комплексных мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, достижение согласованности действий государственных и общественных органов в области охраны окружающей природной среды скорее всего следует рассматривать как способы достижения цели, а не сами цели, которые еще необходимо определить. Получается тавтология: управление охраной окружающей средой заключается в ее функциях, а цели - в методах реализации управленческой деятельности. При таком законодательном подходе к управлению и ее целям в сфере экологии представляется затруднительным определение эффективности деятельности тех или иных органов государственного управления при принятии ими управленческих решений.

В научной литературе под «методом управления традиционно признают некоторую совокупность способов, приемов воздействия на управляемые объекты (субъекты) в целях сохранения их определенной структуры, поддержания режима деятельности, реализации их программ и целей. Под принятием управленческого решения понимается вид человеческой деятельности, направленной на выбор лучшей из имеющихся альтернатив при осуществлении управляющего воздействия на соответствующие объекты (субъекты)».11Содержание управленческих решений определяется используемыми методами управления: экономическими, организационными, плановыми, административными, социально-психологическими.

При оформлении управленческих решений в виде правовых норм от юристов, считает Б.И. Пугинский, - требуются в основном переложение их на язык права с использованием приемов и правил законодательной техники, определение способов правового обеспечения исполнения, достижение согласованности, взаимоувязка с другими нормативными установлениями. В связи с этим следует говорить не об осуществлении управления лишь правовыми методами или только в правовых формах, а о необходимости изучения и проверки правильности закрепленных правом управленческих решений в рамках той науки, к предмету которой относится их содержание (экономической, теорий управления, планирования и др.).

Согласно ст4 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» к объектам
охраны окружающей природной среды относятся окружающая природная среда как
совокупность природных и природно-социальных условий и процессов, природные
ресурсы, как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и не используемые в народном хозяйстве в данный период (земля, недра, вода, атмосферный воздух, лес и иная растительность, животный мир), ландшафты и другие природные комплексы, здоровье и
жизнь людей от отрицательного воздействия неблагоприятной экологической обстановки.

 

В-третьих, законодатель дает перечень объектов правовой охраны окружающей природной среды, но обходит молчанием, что является объектом управления в данной сфере, который одновременно может выступать и объектом экологического аудита.