Главная Страница Экологический аудит Независимая проверка

Независимая проверка


Независимая проверка с целью засвидетельствования соответствия деятельности предприятия перечисленным требованиям, закрепленных законодательно, становится основным содержанием экологического аудита предприятия.

Отстаивая свое видение экологической безопасности предприятия, Г.П. Серов в тоже время признает, что экологическая безопасность имеет стохастический (неопределенный) характер, обусловленный неполнотой знаний об устойчивости экологических систем, последствий ее нарушения и воздействия на условия деятельности предприятия. Отсюда согласованность деятельности предприятия, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности недостижимо, т. к. неизбежно возникает непредвиденная напряженная экологическая обстановка. Контроль экологической безопасности необходим, в том числе с использованием экологического аудита, не только для предотвращения ситуаций с напряженной экологической обстановкой, но и для управления ими.

Методика оценки безопасности предприятия в Украине только начинает нарабатываться и законодательно закрепляться. В ее основу положены показатели риска деятельности предприятия.

По закону Украины «Об объектах повышенной опасности» (ст.1) с помощью понятия (риск) определяется степень вероятности наступления определенного отрицательного события, которое может произойти в определенной время или при определенных обстоятельствах на территории объекта повышенной опасности и /или за его пределами.

Поскольку предприятия, отнесенные к объектам повышенной опасности, функционируют в условиях реальной угрозы возникновения на них чрезвычайной ситуации, то их деятельность считается приемлемой, если риск возникновения таких угроз не превышает предельно допустимых уровней

Приемлемый риск опасности предприятий, по замыслу законодателя, достигается за счет управления риском как результат процесса принятия решений и осуществления мер, направленных на обеспечение минимально возможного риска.

Методика определения риска и их приемлемые уровни устанавливаются в административном порядке - Кабинетом Министров Украины.

Законодательная оценка опасности предприятия не позволяет определить степень его инвестиционной привлекательности, так как при существующем подходе определения риска техногенной опасности предприятия для окружающей среды упускается из вида то, что (Г.П.Серов, с.179-183) риск -это интегральный показатель техногенной опасности и включает в себя риск

 

негативного воздействия предприятия на окружающую среду при осуществлении деятельности (Rn); ранее нанесенный экологический ущерб в процессе правомерного осуществления техногенной деятельности предприятия (R*); риск негативного воздействия загрязненной окружающей среды на предприятие (RA).

Особенность ранее нанесенного экологического ущерба заключается в том, что он, как правило, не компенсирован (не предотвращен) собственником предприятия.

Предлагаемый подход определения риска деятельности предприятия можно представить в виде суммы рисков и ранее нанесенного экологического ущерба:

Rs = Rn + R*+RA

Научный подход определения суммарного риска делает необходимым внесения изменений и в механизм установления приемлемого риска. Он может быть определен как мера отклонения суммарных показателей оценки опасности предприятия от его допустимого (приемлемого) значения и одновременно выступать в качестве количественной оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

Получение оценки инвестиционной привлекательности - это результат экологического аудирования предприятия. Заключение экологического аудитора о достоверности предоставленной документации и о соответствии деятельности предприятия требованиям законодательства дает возможность инвестору принять обоснованное решение о вложении средств в деятельность предприятия.