Главная Страница Экологический аудит Законодательное определение управления в сфере охраны окружающей природной среды

Законодательное определение управления в сфере охраны окружающей природной среды


 

В тоже время признается, что надлежащая реализация связей человека с природной средой, которая выступает в качестве естественных условий его жизнедеятельности; источника и способа производства материальных благ; объекта его хозяйственной и культурной деятельности; источника и способа морального воспитания и удовлетворения эстетических потребностей во многом зависит от эффективной управленческой деятельности государственных органов и их должностных лиц. Но каким образом она должна осуществляться, чтобы эти связи сохранить в нужном для государства, общества и человека направлении в учебной литературе не говорится. Поэтому многообразие целей управленческой деятельностью ограничивается чисто утилитарными задачами, а) при использовании природных ресурсов - организацией производства добычи из природных ресурсов полезных ископаемых как для общества в целом (например хозяйственных), так и для отдельных индивидов (например, оздоровительных целей); б) при охране природных ресурсов - предупреждением экологически вредных последствий их использования, сохранением в первородном состоянии отдельных компонентов окружающей среды, ее экологического баланса, с соблюдением прав граждан на безопасные для их жизни и здоровья окружающую среду.

Существующее законодательное определение управления в сфере охраны окружающей природной среды, которое дается в ч. 1 ст.16 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», во-первых, основывается на использовании пассивных функций. В учебной эколого-правовой литературе9 эти функции, исходя из законодательных положений, условно подразделяются на несколько отдельных групп: организационные, предупредительно-охранительные и иные функции.

К организационным функциям управления относятся учет природных ресурсов; экологическое планирование, прогнозирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды; пространственно-территориальное устройство объектов природы. К предупредительно-охранительным функциям -наблюдение (мониторинг) за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, экологическая экспертиза, экологический контроль. К иным функциям - Информирование о состоянии окружающей природной среды, стандартизация и нормирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды; разрешение экологических споров.

Вне управления в сфере экологии, по законодательству Украины, остаются общественные отношения, которые осуществляются при экологическом лицензировании, экологической сертификации, экологическом аудите, экологическом страховании, при проведении тендеров на наиболее эффективное природопользование и разработку экологически безопасных технологий, проектов, строительство промышленных и иных объектов и т.д. Вывод их из сферы управления не позволяет органам управления активно воздействовать на рыночные отношения, существующие в сфере природопользования, хозяйственной и иной деятельности.