Главная Страница Уголовное право Уголовное право Понятие, задачи и система уголовного права. Наука уголовного права

Понятие, задачи и система уголовного права. Наука уголовного права


Уголовное право как часть российского законодательства - это совокупность правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, основание и принципы уголовной ответственности, виды наказаний и иных мер уголовно-правового характера, условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Предметом уголовного права являются отношения, возникающие в связи с совершением преступления и назначение наказания.

Выделяют два вида таких отношений: охранительные и регулятивные . Охранительные общественные отношения возникают в связи с совершением запрещенного Уголовным кодексом деяния (государство, как сторона этих отношений, вправе наказывать, виновное же лицо, как вторая сторона, обязано нести ответственность), а регулятивные - в связи реализацией гражданами своих прав на причинение вреда при защите от общественно опасных посягательств.

--------------------------------

В литературе имеется мнение о том, что в предмет уголовно-правового регулирования входят также предупредительные уголовно-правовые отношения.


Уголовному праву присущ императивно-запретительный метод, который заключается в установлении преступности деяний и их наказуемости.

Задачи уголовного права - охрана существующих в обществе отношений (интересов, благ) и предупреждение совершения новых преступлений. Кроме охранительной и предупредительной функций, уголовному праву присуща также воспитательная функция.

Система уголовного права включает Общую часть и Особенную часть. Общая часть - нормы, определяющие основание и принципы уголовной ответственности, общие понятия и институты, цели наказания и виды наказаний, основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, иные меры уголовно-правового характера. Особенная часть - нормы, определяющие конкретные преступления и наказания за их совершение.

Принципы уголовного права - исходные начала, основополагающие идеи, закрепленные в уголовном законодательстве и воплощаемые в практике его применения. В действующем УК закреплены принципы:

- законности (ст. 3);

- равенства граждан перед законом (ст. 4);

- вины (ст. 5);

- справедливости (ст. 6);

- гуманизма (ст. 7).

Согласно принципу законности, преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Принцип равенства заключается в том, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с принципом вины лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Принцип справедливости предполагает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Принцип гуманизма состоит в том, что уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

По предмету, методу и задачам уголовное право отличается от смежных отраслей права: уголовно-исполнительного права, уголовно-процессуального права и административного права.

Уголовное право - важнейшее средство реализации уголовной политики как совокупности взглядов, идей и представлений об основных направлениях, средствах и путях борьбы с преступностью.

2. Уголовное право как часть юридической науки представляет собой систему научных знаний о преступлении и наказании.

Предметом науки является уголовное законодательство России и зарубежных государств, практика его применения, а также история развития уголовного законодательства и уголовно-правовой науки.

Методы науки - формально-догматический, сравнительно-правовой, историко-правовой, диалектический, социологический и др.

Задачи науки - изучение и анализ уголовного законодательства, дача рекомендаций по его разработке и совершенствованию, а также изучение и обобщение судебно-следственной практики, внесение предложений по ее совершенствованию. Функции науки - познавательная и практическая.

Частью уголовно-правовой науки является социология уголовного права, изучающая уголовно-правовые нормы с позиций их социальной обусловленности.

Система науки совпадает с системой уголовного права как отрасли права и включает Общую и Особенная часть УК.

Предмет и методы уголовного права отличают его от смежных наук: криминологии, криминалистики, правовой статистики, судебной медицины и психиатрии, социологии и др.

В науке уголовного права выделяют следующие основные школы (направления):

- классическая (неоклассическая);

- антропологическая;

- социологическая.

Классическая школа возникла после Французской революции, в конце XIX - начале XX века. Наиболее яркими представителями этой школы были немецкие философы Кант и Гегель, немецкий криминалист Фейербах. В России эту школу представляли Н.С. Таганцев и Н.Д. Сергеевский. Всех их объединяло формально-юридическое понимание основных вопросов уголовного права. Они внесли неоценимый вклад в разработку многих уголовно-правовых проблем. Так, Гегель отстаивал требование об установлении уголовной ответственности лишь за конкретные поступки, а не за мысли и намерения. Фейербах различал объективное и субъективное основание уголовной ответственности, а также злой умысел и неосторожность как основные формы вины. Именно Фейербаху принадлежат известные всем принципы уголовного права: нет наказания без закона; нет наказания без преступления; нет преступления без законного наказания. Эти принципы проявились и в законодательстве, в частности в Уголовном кодексе Франции (1810 г.) и Уголовном кодексе Баварии (1813 г.).

Вместе с тем представители классической школы абсолютизировали волю законодателя и недооценивали значение конкретных исторических условий. Поэтому эта школа была беспомощна в объяснении причин роста преступности, имевшем место в конце XIX века во многих развитых государствах мира.

Именно в это время собственные "рецепты" борьбы с ростом преступности стал предлагать основоположник антропологической школы в уголовном праве, итальянский тюремный врач Ломброзо. По его мнению, преступность имеет биологический характер, поскольку преступником человек рождается. А коль это так, исправлять преступника нельзя. В арсенале средств борьбы против преступности у "антропологов" находятся исключительно меры безопасности: смертная казнь, тюремное заключение, кастрация, стерилизация и т.д.

Антинаучный, реакционный характер антропологического направления в уголовном праве не раз был доказан. Однако идеи этой школы широко применялись, например, в фашистской Италии и нацистской Германии. Основанное на них законодательство использовалось для репрессий против отдельных этнических и расовых групп населения.

В начале XX века на смену антропологической школы в уголовном праве пришла социологическая школа. Наиболее известными ее представителями считаются немец Лист, бельгиец Принс и голландец Ван Гамель. В России эту школу поддерживал И.Я. Фойницкий.

В недрах социологической школы возникли теории "факторов преступности" и "опасного состояния личности". Согласно первой из них, выделять следует три группы факторов, влияющих на преступность:

1) социально-экономические факторы (безработица, нищета, проституция и т.д.);

2) физические или космические факторы (время года и суток, климат и погода и т.д.);

3) индивидуальные или биологические особенности преступника (пол, возраст, темперамент, психофизические особенности и т.д.).

Влияние большинства из перечисленных факторов на преступность не отрицается и сегодня. Однако наиболее острой критике подвергается другая теория социологов - "опасного состояния личности". Согласно этой теории, определенный контингент людей в силу своих физических и психических особенностей склонен к совершению преступления. Они представляют опасность для общества, поэтому к ним необходимо применять меры безопасности независимо от того, совершили преступление или нет. Данная теория была поддержана лишь в государствах с диктаторскими и авторитарными режимами. В них она легла в основу законодательных норм, направленных против противников таких режимов.

С середины прошлого столетия в рамках социологической школы возникла теория "новой социальной защиты", одним из основных авторов которой считается француз Марк Ансель. Им, в частности, были выдвинуты идеи ресоциализации и деюридизации, предполагающие соответственно приспособление преступника к условиям и порядкам, принятым в обществе, и отказ от ряда демократических принципов, общепризнанных в уголовном праве и процессе. Очевидно, если первая из этих идей заслуживает поддержки и развития, то реализация второй (в виде расширения системы неопределенных приговоров, в усилении судейского усмотрения и в ограничении состязательности в процессе при выборе наказания и т.п.) приведет к нарушению некоторых прав и свобод человека.

Как отмечается в литературе, сегодня в "чистом" виде ни одна из вышерассмотренных школ (направлений) уже не существует. И если уголовное законодательство "претендует на научность и современность, то почти обречено на то, чтобы синтезировать в себе лучшие идеи "классического" и социологического направлений в уголовном праве с учетом их современных модификаций" .

--------------------------------

Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций. Т. 1. Общая часть. М., 2004. С. 488, 489.


3. Курс уголовного права - это система знаний об уголовном праве. Его содержание составляет изучение уголовного законодательства (в том числе зарубежного), истории его развития, а также практического применения основных положений уголовно-правовой теории.

Курс уголовного права имеет в своей основе уголовное законодательство (отрасль права), а изучение данного курса опирается на науку уголовного права.

Система курса уголовного права совпадает с системой уголовного права как отрасли права и отрасли науки и состоит из Общей и Особенной частей.

Автор: С.М. Кочои

Теги: уголовное право, предмет уголовного права, задачи уголовного права, система уголовного права, метод уголовного права, принципы уголовного права, курс уголовного права


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить