Главная Страница Экологический аудит Закон «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития»

Закон «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития»


За последние годы проведена большая правотворческая работа по созданию эффективной правовой системы с учетом экологического фактора, происходят положительные изменения в экономике страны по созданию и внедрению наукоемких, энерго - и ресурсосберегающих технологий. Тем не менее, на законодательном уровне и в политике страны взаимосвязь экономики, социальной сферы и экологии отражена недостаточно адекватно. В концентрированном виде это выражено в Законе «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины» которым на Совет министров Автономной Республики Крым (АРК), местные государственные администрации и органы местного самоуправления возлагаются обязанности при разработке государственных прогнозов и программ экономического и социального развития АРК областей, районов и городов лишь отображать состояние использования природного потенциала и экологической ситуации на соответствующей административно-территориальной единице, а не выявлять влияние экономики и социальной сферы на состояние окружающей среды и наоборот.

«Об Основных направлениях государственной политики Украины в области охраны
окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической
безопасности» - Ведомости Верховной Рады Украины. 1998, № 38-39. ст. 248.

Ведомости Верховной Рады Украины. 2000, № 25, ст. 195.

До принятия Закона РФ «Об охране окружающей среды» в редакции 2001 г.
Российское законодательство, также как и в Украине, обеспечивало правовое
регулирование общественных отношений не по охране экологических систем в целом, а лишь их отдельных элементов

 

  1. природные объекты, землю, недра земли, леса, воду, дикую фауну, атмосферный воздух,
  2. природные комплексы, курортные местности, ландшафты особого назначения
    (заповедники, национальные природные парки, заказники, памятники природы и т.п.);
  3. природные свойства природных объектов, режим почвенной влаги, гидрологический
    режим вод, полезные свойства жизнедеятельности дикой фауны и т.п.,
  4. природные процессы период сокодвижения в деревьях лесов, период нереста рыб,
    период миграции животных и др. - Ерофеев Б В Экологическое право России. Изд. второе
    М , Юристь 1996, с 75

 

При таком подходе в сфере управления природоохранной деятельностью оказываются лишь те природные объекты и их природные свойства, природные комплексы и природные процессы27, которые полезны обществу преимущественно с экономических позиций. В конечном итоге это ведет к истощению природных ресурсов страны и разрушению естественных экологических систем, снижению устойчивого развития социально-экономических процессов в Украине. В свою очередь, «...недооценка родных ресурсов и экологического ущерба дает искажение показателей экономического развития и прогресса, что приводит к выбору неэффективного социально-экономического направления».28

В основе размежевания экономики и социальной политики от экологической составляющей развития страны и общества в целом лежат разные объекты правового регулирования и методологические подходы к разрешению проблем устойчивого развития Украины.