Главная Страница Муниципальное право Учебные материалы и Научные статьи Целостность системы местного самоуправления

Целостность системы местного самоуправления


На основании представленных характеристик элементов системы местного самоуправления обратимся к вопросу о целостности данной системы. По мнению В.Г. Афанасьева, «целостная система – это такая система, в которой внутренние связи частей между собой являются преобладающими по отношению к движению этих частей и к внешнему воздействию на них. К целостной системе относятся только те объекты, которые принимают прямое, непосредственное участие в созидании свойств целого». В системе местного самоуправления существует ряд интегративных связей, которые объединяют все элементы системы в единое целое. Во-первых, это связь всех элементов с интересами населения. То есть цель и направления функционирования системы местного самоуправления обусловлены потребностями и интересами населения.

Можно утверждать, что местное самоуправление служит интересам населения. Во-вторых, сферой реализации интересов местного населения является инфраструктура соответствующих муниципальных образований. То есть в системе местного самоуправления важны именно общие локальные условия функционирования жизнедеятельности людей, которые выступают интегративной связью между элементами системы местного самоуправления. В-третьих, внутренние интегративные связи между элементами системы местного самоуправления обусловлены их различным ролевым предназначением. Компоненты местного самоуправления взаимодополняют друг друга, и там, где например органы местного самоуправления оказываются малоэффективными из-за небольшого масштаба поставленных задач на помощь приходят органы территориального общественного самоуправления. Большое значение также имеет возможность взаимозаменяемости элементов, что обеспечивает системе определенную гибкость. Например, в уставах некоторых муниципальных образований может быть обозначена возможность выполнения полномочий представительных органов местного самоуправления сходами граждан. Возможно также делегирование отдельных полномочий органами местного самоуправления органам территориального общественного самоуправления. В-четвертых, все компоненты привносят в систему местного самоуправления определенное качество, без которого она не могла бы существовать. Формы непосредственной демократии являются структурообразующим компонентом системы местного самоуправления и обладают свойством самоорганизации. Органы местного самоуправления придают системе характер публичной власти. Благодаря этому система местного самоуправления приобретает четкие правовые ориентиры своего функционирования и вырабатывает средства воздействия на управляемые объекты, выступая при этом стержнем системы. Территориальное общественное самоуправление – это тот общественный элемент, который придает системе свойства саморегуляции. Территориальное общественное самоуправление призвано стать источником местного самоуправления, который непрерывно будет влиять на формирование подлинной, а не только декларированной государством системы местного самоуправления.

Кроме внутренних системообразующих связей каждая система должна иметь внешние атрибутивные свойства. Таким важным атрибутом является самостоятельность системы местного самоуправления. То есть население муниципального образования имеет право самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти, решать круг вопросов местного значения, действуя в соответствии с законами и нормативными актами муниципального образования. Свойство целого быть больше суммы своих частей принято называть организованностью. О высокой степени организованности системы местного самоуправления можно судить по ее конституционной модели, которая придает местному самоуправлению статус особой формы публичной власти, тогда как каждый из элементов этой системы по своим параметрам имеет отношение либо к государству, либо к гражданскому обществу. Органы местного самоуправления, судя по территории своего действия, действительно являются местными органами. При всем при этом, их никак нельзя на самом деле считать органами самоуправления. Территориальные органы общественного самоуправления, напротив, основаны на самоуправленческих началах, но это общественное, а не местное самоуправление, поскольку они не обладают признаками публичной власти. Только совокупность и синтез этих компонентов вместе с различными формами непосредственной демократии местного населения должны дать то местное самоуправление, которому в Конституции Российской Федерации придается значение одной из основ конституционного строя.

Как любой социальной системе, местному самоуправлению свойственна открытость, то есть способность адаптироваться к окружающей среде и воспринимать из нее полезные для развития системы свойства. Под влиянием окружающей среды проявляется такое свойство системы местного самоуправления, как самоорганизация. Особенностью проявления самоорганизации системы местного самоуправления является осуществление ее в рамках правовых норм. Однако это не может свидетельствовать о какой-то неполноценной самоорганизации, поскольку право само представляет собой динамическую, в известной степени саморегулирующуюся, самонастраивающуюся систему.

Представленные параметры системы местного самоуправления отнюдь не исчерпывают всего многообразия подходов к исследованию в данном направлении. Хотя система местного самоуправления – это саморегулируемая система, она не сможет самостоятельно отрегулироваться, если внутри нее не будет устойчивости, и в этом случае очень важно установить связующие все элементы системы принципы, то есть общие правила, по которым действуют все элементы системы, но не как автономные образования, а как единый организм. Например, принцип самостоятельности местного самоуправления может трансформироваться на практике в произвол мэра какого-либо муниципального образования, если эту самостоятельность рассматривать не как совокупность взаимосвязанных и объективно обусловленных действий элементов системы местного самоуправления, а как не обусловленное интересами местного населения желание одного человека. В свою очередь, единство действий элементов системы местного самоуправления, устранение их разобщенности достигается в результате многократного взаимодействия элементов в рамках системы по единым принципам.


Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. С. 26, 153.

Автор: Сумерская Инна

Ключевые теги: целостность системы местного самоуправления, инфраструктура муниципальных образований, полномочия представительных органов, местное самоуправление, система местного самоуправления

Moscow exhibition interpreters


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить