Главная Страница Муниципальное право Учебные материалы и Научные статьи Понятие системы местного самоуправления

Понятие системы местного самоуправления


Конституция РФ 1993г. в п.2 ст.3 закрепила право народа осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, Конституция РФ впервые признала существование отдельной системы власти народа, отличной от государственной власти, служащей для решения вопросов местного значения. Именно такой подход применен законодателем в п.1 ст.130 Конституции РФ, который отражает, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  от 12 августа 1995 г.определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В соответствии федеральным законом от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод о том, что основными целями организации местного самоуправления являются: привлечение широких слоев населения к решению вопросов местного значения; преодоление сложившейся в Советские годы традиции решения всех вопросов исключительно органами государственной власти; устранение фактического отчуждения населения от выражения своих интересов.

Однако следует отметить то, что попытки организовать систему местного самоуправления предпринимались на протяжении нашей истории неоднократно. Наиболее показательным примером существования зачатков местного самоуправления на Руси является Новгородская Республика. Особое место в развитии местного самоуправления в России занимает XVI век: в этот период происходит замена системы кормления специальными органами самоуправления – губными и земскими учреждениями. Начала земской системы управления наряду с бюрократической были сформированы в ходе реализации городских реформ Петра I (1699-1702 гг.). Принципиальные начала городского самоуправления были закреплены в Грамоте Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи (1785г.) и получили свое дальнейшее развитие в Городовом положении 1870г. Самоуправление, осуществлявшееся традиционно в России на уровне сельских общин, получило законодательное оформление при проведении земской реформы. В Положении о губернских и уездных земских учреждениях (1864г.) достаточно последовательно реализовывалась идея решения населением многих задач губернского и уездного значения. К сожалению, местное самоуправление не было создано на низовом уровне – волости, а потому не достигло в конечном итоге своей цели. Положения Конституции РСФСР 1918г., закрепившие полновластие Советов на всех уровнях, вплоть до села и поселка, разрушили, по существу, систему Российского самоуправления. И лишь в июле 1991г. с принятием закона «О местном самоуправлении в РФ»[3] стали складываться правовые основы современного механизма самоуправления.

Существенный вклад в возрождение местного самоуправления, в регламентацию его сущности, основных принципов, организационных форм и полномочий внесла Конституция РФ от 12 декабря 1993г. и принятый для реализации ее основных положений Федеральный закон от 28 августа 1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В 2003г. был принят новый Федеральный закон с аналогичным наименованием, который действует по сегодняшний день.

В соответствии со ст.2 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» под системой местного самоуправления понимается: «Местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти – местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления – местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения». В Федеральном законе от 28 августа 1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уже не содержится конкретной нормы, определяющей систему местного самоуправления, но исходя из наименования и содержания статей 14 – 27 ФЗ следует полагать, что система местного самоуправления состоит из следующих элементов:

  1. органы местного самоуправления;
  2. формы прямого волеизъявления граждан;
  3. территориальное общественное самоуправление, и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

В Федеральном законе от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также не посвящено конкретной нормы для определения системы местного самоуправления. Но анализируя ст. 22 – 42 можно сделать вывод о существовании следующей системы местного самоуправления:

  1. формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления;
  2. органы и должностные лица местного самоуправления;
  3. формы участия населения в местном самоуправлении.

Таким образом, под системой местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни следует понимать совокупность различных организационных форм осуществления населением местного самоуправления.

Система – это не случайный набор элементов. Система – это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что она основывается на демократических принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных местных традиций и определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно. Единство данной системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления, а также том, что все ее организационные формы находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности или подотчетности и подконтрольности.

Система местного самоуправления обладает двумя основными особенностями. Во-первых, система местного самоуправления – это социальная система, предназначенная для оптимизации управленческих процессов, связанных с обеспечением жизнеспособности населения. Во-вторых, основные параметры и цели функционирования данной системы задает государство, посредством издания правовых норм, в отличие от других систем, которые существуют в живой природе, система местного самоуправления же спроектирована самим человеком для достижения общественно полезных целей. Однако это нисколько не умаляет объективности существующих между элементами системы связей.

Закономерным является вопрос о территориальных параметрах местного самоуправления. Идет ли речь о системе местного самоуправления всей Российской Федерации в целом? Очевидно, что говорить о системе местного самоуправления в целом можно лишь имея в виду конкретные практические проявления систем местного самоуправления отдельных муниципальных образований. Однако неоспоримо и то, что без создания единого собирательного образа системы местного самоуправления невозможно синтезировать общие свойства и качества систем местного самоуправления отдельных муниципальных образований.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «система местного самоуправления» характеризует публично-властную организацию и форму деятельности населения, формируемые им органы по решению вопросов местного значения. Следовательно, каждое муниципальное образование имеет свою систему местного самоуправления, определяемую его уставом в соответствии с законодательством. Однако такая автономность системы местного самоуправления муниципального образования не означает, что исключается какая-либо возможность взаимодействия муниципальных образований между собой, а также с государственными и общественными органами и структурами, развитие межмуниципальных, международных и внешнеэкономических взаимосвязей. Организационно-правовые формы и институты данного взаимодействия должны учитываться при общей характеристике организации местного самоуправления в России.


СЗ РФ. 1995. №35. Ст. 3506.

СЗ РФ. 2003. №40. Ст.3822.

Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №29. Ст. 1010.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.,2008. С.138.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,1975. С. 661.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Там же. С.138.

Автор: Сумерская Инна

Ключевые теги: органы местного самоуправления, местное самоуправление, формы прямого волеизъявления граждан, территориальное общественное самоуправление,

Агентство недвижимости Ваша дача осуществляет продажу земельных участков по Симферопольскому шоссе по доступным ценам.

механические гибочные станки по металлу Шехтл с гидравлическим прижимом тонколистового металла, без ограничения глубины подачи. Немецкие гильотины шехтель Все модели поставляются с боковыми рукоятками, которые служат в качестве рычагов при работе, и держателями при переносе.