Антикоррупционные механизмы в исполнительных органах власти
Коррупция - серьёзная проблема современного общества. Общепризнанно, что коррупция в России стала одним из основных факторов, препятствующих нормальному развитию государства. Невозможно противостоять коррупции путём осуществления отдельных разрозненных, фрагментарных мероприятий в различных направления. Т. е. решение данной проблемы обязательно должно быть комплексным. В настоящее время проблема противодействия коррупции возведена в ранг национальной политики. Об этом свидетельствует, во-первых, принятие Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ, утверждение национального плана по противодействию коррупции на очередной год. Кроме того, ликвидация коррупции является необходимым условием для успешной реализации административной реформы в РФ. Не отстают здесь и субъекты. Каждому региону присущи определенная специфика коррупционных рисков, своя структура коррупционных деяний и методы их осуществления. Следовательно, эффективное решение проблем в сфере предупреждения и пресечения различных коррупционных проявлений в деятельности исполнительных органов государственной власти того или иного субъекта Российской Федерации напрямую зависит от разработки и внедрения комплекса мер по противодействию коррупции с учетом требований законодательства, административной реформы, а также региональной специфики. Как показывает практика, многие субъекты Федерации уже начали эту серьезную работу. В их числе находится и Волгоградская область.
В рамках реализации антикоррупционных мероприятий, органами государственной власти Волгоградской области приняты необходимые шаги, направленные на налаживание комплексной работы по предупреждению коррупции, устранению причин и условий, ее порождающих. В регионе основной упор сделан на существенном расширении направлений противодействия коррупции с использованием в этих целях политических, правовых, экономических, организационных, воспитательных и других мер. К ним, в частности, относятся:
- разработка и принятие областного антикоррупционного законодательства;
- создание уполномоченного органа по противодействию коррупции, координирующего и направляющего антикоррупционную деятельность;
- внедрение практики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов области;
Заслуживает внимания своевременность и актуальность разработки и принятия базового Закона Волгоградской области от 13 июля 2009 года №1920-ОД «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области», в котором чётко обозначены меры по профилактике коррупции в Волгоградской области. Однако, несмотря на обоснованность всех предложений и их целесообразность, ряд идей на практике реализуется слабо либо не реализуется вообще. В частности, антикоррупционная пропаганда, которая является, на наш взгляд, неотъемлемой частью эффективного противодействия коррупции, на практике практически не проводится. Подобный недостаток можно устранить следующим образом (на примере Тамбовской области): необходимо проводить антикоррупционные мероприятия, направленные на пропаганду негативного отношения в обществе к проявлениям коррупции. В этих целях целесообразно задействовать СМИ. Т. е. систематически публиковать материал об отрицательном влиянии коррупции на социально-экономическое развитие страны и области, об ущемлении коррупционными действиями прав и законных интересов каждого отдельного гражданина, субъектов предпринимательской деятельности, а также проведение публичных информационных мероприятий с участием общественных объединений и предпринимателей для обсуждения проблем противодействия коррупции, мер по предупреждению коррупционных правонарушений, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения среди субъектов предпринимательской деятельности.
Ещё одним правовым актом, принятым в целях противодействия коррупции является Постановление главы администрации Волгоградской области от 27 мая 2010 года № 798 « Об утверждении программы противодействия коррупции в Волгоградской области на 2010-2012 года». Несомненно, положительным моментом в данной программе является постановка конкретных целей и сроки их реализации.
Ещё одним направлением противодействия коррупции в Волгоградской области стала организация проведения антикоррупционной экспертизы областных нормативных правовых актов и их проектов. Реализует данное направление Постановление Волгоградской областной Думы от 22 октября 2009 г. N 11/390 "Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Волгоградской областной Думе". Таким образом, правовые и организационные основы для осуществления антикоррупционной экспертизы созданы и уже сегодня успешно внедряются в практику.
Таким образом, разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции в Волгоградской области осуществляются поэтапно. О существенных изменениях в положительную сторону говорить пока рано, однако, в других областях (Тамбовской, Калужской, Омской, Калининградской, республики Татарстан) где внедрялись такие же меры, наблюдается положительная динамика.
Кроме того, необходимо принятие мер для контроля за одной из самых коррумпированных областей – областью связанной с государственными закупками. Для этих целей, на наш взгляд целесообразно разработать комплекс мер для эффективного использования бюджетных средств. В рассмотренных программах нет ещё одного существенного элемента - предложений по снижению уровня коррупции в конкретных ведомствах.
Оригинальное название статьи: "Внедрение антикоррупционных механизмов в деятельность исполнительных органов государственной власти субъекта РФ на примере Волгоградской области"
Автор: Перышкины Юля