Что станет апогеем судебной реформы?
Полпред президента Гарри Минх, общаясь с депутатами Госдумы, когда они голосовали в первом чтении за президентские поправки, ликвидирующие Высший арбитражный суд и создающие "объединенный" Верховный, обмолвился, что апогей судебной реформы нас только ожидает. Что грядет, Минх утаил и лишь пообещал, что парламентарии все увидят, когда к ним принесут новые законопроекты.
Многие читатели "Право", комментируя репортаж с места событий, предположили (в большинстве случаев - с опаской), что речь может идти о слиянии системы арбитражных судов с судами общей юрисдикции, причем на базе последних. Основания думать так есть хотя бы потому, что после создания единого ВС, упоминание об арбитражных судах покинет Конституцию. В этом случае, например, можно было бы без больших материальных затрат создать полноценные универсальные кассационные суды на базе федеральных арбитражных, а единому Верховному суду остались бы функции надзора.
Пока разговоров о присоединении (путем упразднения) к единому суперсуду Конституционного суда по-настоящему не велось (только политик-фрик Владимир Жириновский высказал такую идею), однако совсем исключать этот сценарий было бы недальновидно. Скажем, в США местный Supreme Court как раз и выполняет функции всех трех высших российских судов с поправкой на особенности американской правовой системы.
Есть еще и маловероятные варианты. Например, почти эсхатологический - судебную власть вернут к состоянию советских времен и замкнут на Минюст. Ведь все чаще национальный лидер и его ближайшее окружение с ностальгией говорят о том, как правильно все было устроено во времена СССР. С одной стороны, не верится, конечно, но, с другой, кто мог еще полгода назад предположить, что ВАС и ВС станут одним целым.
А, может быть, стоит обратить внимание на учреждения с пугающим словом "специальная" в названии - Спецквалифколлегию и Специальную экзаменационную комиссию. Кто знает, возможно, это пробный шар в преддверии полномасштабной переаттестации судей. Надо ведь посмотреть, как судейское сообщество в целом и его органы в частности относятся к покушениям на сложившийся порядок вещей.
Как будет выглядеть обещанный апогей судебной реформы, и случится ли он вообще - тема нашего нового читательского опроса.