Главная Страница Экологический аудит Проблемы формирования концепции экологического аудита

Проблемы формирования концепции экологического аудита


ПЛАН

  1. Проблемы формирования концепции экологического аудита в Украине.
  2. Организация экологического аудита предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

Закон Украины от 24.06.2004года, № 1862 - IV «Об экологическом аудите», ст.20. Серов Г П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно-правовые основы. - М ; «Экзамен». 2000, с. 481-529.

Под концепцией экологического аудита понимается «...система взглядов на цели, задачи, организацию проведения и юридическую значимость результатов экологического аудита, а также средства и способы достижения и решения сформулированных целей и задач» (Г.П.Серов; стр. 481).

Содержание предыдущих лекций указывает на недостаточную разработанность теоретических аспектов концепции экологического аудита в Украине. Ее отсутствие затрудняет законотворческую работу об экологическом аудите и создает определенные проблемы правоприменения уже имеющихся нормативно-правовых актов об экологическом аудите. Одним из узловых теоретических аспектов концепции, на наш взгляд, является определение объекта экологического аудита. Можно согласиться с теми авторами, которые считают, что под объектом экологического аудита следует понимать не только предприятия, их структурные подразделения, организации, учреждения (далее - организации), но и территории соответствующих административно-территориальных образований, отдельные участки (объекты) природных ресурсов; инвестиционные и приватизационные предложения, программы, проекты; системы управления окружающей средой и иные объекты, по которым законодательством Украины может быть предусмотрено проведение экологического аудита. В этом случае центральной идеей концепции должно стать обоснование роли экологического аудита предприятия, как инструмента, с помощью которого экоаудитор выполняет свою основную функцию-засвидетельствование соответствия деятельности предприятия действующему законодательству (включая бухгалтерский учет и финансовую отчетность по природоохранной деятельности требованиям нормативных правовых актов, предписаниям специально уполномоченных органов в области безопасности, охраны окружающей среды, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предписаниям по ведению бухгалтерского учета и по налогообложению, правилам, инструкциям, принципам и направлениям природоохранной политики предприятия, программам по обеспечению безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), конечной целью которых является сохранение природных ландшафтов, биологического разнообразия и естественных экологических систем.

Исходя из изложенного, концепция экологического аудита в Украине может быть представлена в двух частях, содержание каждой из которых будет зависеть от того, какой вид объекта экологического аудита положен в их основу: предприятие, учреждение, организация как субъекты хозяйствования или определенная местность в границах того или иного административно-территориального образования. Остальные объекты экологического аудита являются производными от них. Каждой части концепции должна быть присуща своя система управления окружающей средой.

В настоящее время Г.П.Серовым, на основе международного и отечественного опыта реализации стандартов серии ISO 14000 и ISO 9000, разработана концепция экологического аудита предприятия, которая может быть использована и в Украине

Структура концепции состоит из введения, трех разделов: «Основные понятия и термины», «Основные положения», «Системные положения» и заключительных положений.