Главная Страница Экологический аудит Страхование ответственности субъектов перевозки опасных грузов

Страхование ответственности субъектов перевозки опасных грузов


В научной литературе отмечается, что страхование рисков возникновения техногенно-экологических аварий, катастроф и иных инцидентов целесообразнее всего осуществлять не путем совершенствования Закона «О страховании», а за счет правовой базы об экологическом страховании. В Украине, в настоящее время, идет активное обсуждение ее концептуальных основ.

Из существующих в мировой практике таких видов страхования как экологическое страхование ответственности и экологическое страхование имущества, в Украине, исходя из анализа Закона «О страховании», основной акцент делается на страховании гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой. Заимствование международного опыта регулирования данного вида страховой деятельности с целью трансформации его позитивных моментов в отечественной практике позволит успешно решить эту правовую проблему и в Украине.

Непременным условием экологического страхования должна быть взаимная заинтересованность страховщика и страхователя в превентизации аварий, в предотвращении ущерба окружающей среде. У того и другого возникают свои имущественные интересы: у страхователя- компенсация прямых и косвенных убытков, у страховщика - извлечение прибыли.

Страхователь заинтересован в повышении своей экологической безопасности помимо всех прочих страховых премий. Кроме того, в виде поощрения безаварийности страхователь получает ряд экономических льгот-возврат установленной части страховой премии, льготные условия продления страхового договора и так далее.

Тем более заинтересован в снижении экологического риска страховщик, который в этих целях предпринимает ряд предупредительных мероприятий, например проводит экологическую ревизию (аудирование) состояния страхователя. Ему вменяется обязанность расходовать часть разницы между суммой собранных страховых премий и выплаченных страховых возмещений на экологическое аудирование страхователей, улучшение службы мониторинга окружающей среды и другие экологические нужды.

Прямая заинтересованность в проведении экологического страхования должна быть и у местных Советов, ответственных за состояние охраны окружающей среды на своей территории. Сейчас такой заинтересованности у местных Советов нет, так как не определенны критерии ответственности этих органов государственной власти за ухудшение экологической обстановки на подведомственной им территории.

В основу критериев, по которым можно было бы определять основания привлечения местных Советов к правовой ответственности, должны быть, на наш взгляд, результаты их деятельности по соблюдению экологических интересов населения и правил природопользования на территории подчиненного ему административно-территориального образования. Если природная среда такой территории является частью экологической системы других регионов или государств, то при осуществлении природопользования и развитии экономики, градостроительства Советам необходимо учитывать экологические интересы соседних государственно-административных образований на основе межрегиональных или межгосударственных отношений. Несоблюдение Советами межрегиональных или межгосударственных соглашений также будет являться одним из критериев определения их дееспособности.

После распада Советского Союза Комиссией Европейских сообществ были высказаны опасения, что переход бывших советских республик от централизованного планирования экономики к рыночным условиям может привести к необратимым изменениям в богатом биологическом и ландшафтном разнообразии в части Восточной Европы.[4] В связи с этим отмечалась необходимость взятия правительствами новых независимых государств ответственности на нанесенный ущерб окружающей среде в прошлом и наложение на владельцев приватизированных предприятий ответственности за все выбросы, производимые в настоящее время.

В законодательстве Украины отсутствуют понятие и однозначное толкование ответственности за ранее нанесенный экологический ущерб, механизмы по его компенсации. Г.П.Серов считает, что исходные положения по законодательному установлению ответственности за ранее нанесенный экологический ущерб, следует заимствовать из опыта зарубежных стран.