Главная Страница Экологический аудит Правовое регулирование обеспечения безопасности предприятия

Правовое регулирование обеспечения безопасности предприятия


ПЛАН

  1. Предприятие и экологический аудит как элементы системы безопасности в экологической сфере.
  2. Основы правового регулирования обеспечения безопасности предприятий, деятельность которых повышенно опасна для окружающей среды.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон Украины "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" - Ведомости Верховной Рады Украины, 2000, № 40. Ст. 337.
  2. Закон Украины "Об объектах повышенной опасности", ст. 9-15 - Ведомости Верховной Рады Украины, 2001, № 15. Ст. 73.
  3. Закон Украины "О страховании". - Ведомости Верховной Рады Украины, 2002, № 7. Ст. 50.
  4. Закон Украины от 8 мая 2000 г. № 1809-111 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера". - Ведомости Верховной Рады Украины, 2000, № 40. Ст 337.
  5. Серов Г.П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно-правовые основы. - М., "Экзамен", 2000, с. 184-232.

Поскольку безопасность предприятия находится в тесной взаимосвязи, с одной стороны - с состоянием экологической безопасности страны, региона и местности, на которой предприятие функционирует, с другой-с обеспечением промышленной безопасности самого предприятии, техногенной безопасности окружающей среды и экологической безопасности предприятии, то возникает потребность в выработке для всех участников правоотношений системы безопасности в экологической сфере единых правил поведения, в том числе и определенных ограничений. В этом случае все субъекты обеспечения безопасности, должны иметь общую глобальную цель - поддержание требуемого уровня безопасности природных объектов и предприятий, согласованные локальные цели и решающих, с использованием правовых методов и экономико-правовых механизмов, скоординированные задачи для достижения этих целей в условиях единых для участников системы правовых, организационных, финансово-экономических, материальных, временных и иных ограничений» (Г.П. Серов, с. 185).

В Украине единая для всех участников экологической безопасности система правовых, организационных, финансово-экономических, материальных, временных и иных ограничений установлена Законом от 8 мая 2000 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера". Она распространяется на объекты повышенной опасности и территориальные органы государственной власти. Основными составными частями этой системы являются комплекс основных мер безопасности, разрабатываемых на объектах повышенной опасности и в органах государственного управления в границах своих административно-территориальных образований, и единая государственная система органов исполнительной власти по вопросам предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера.

Комплекс основных мер безопасности включает:

  1. информирование и оповещение населения центральными и местными
    органами исполнительной власти, исполнительными органами советов через
    средства массовой информации о возникновении чрезвычайных ситуаций
    техногенного и природного характера, методах и способах их защиты;
  2. создание и поддержание в постоянной готовности общегосударственных
    и территориальных систем наблюдения и контроля; организацию сбора,
    обработки и передачи информации о состоянии окружающей среды;
  3. создание фонда защитных сооружений;
  4. проведение, при необходимости, эвакуационных мер в виде общей или
    частичной эвакуации временного или безвозвратного характера под
    руководством Совета министров АРК, местных органов исполнительной власти,
    органов местного самоуправления по решению Кабинета Министров Украины;
  5. разработку мер инженерной защиты населения и территорий, в частности.
  6. объекты повышенной опасности должны размещаться с учетом возможных
    последствий их деятельности в случае возникновения на них аварий для
    безопасности населения и окружающей среды; создаваться комплексная схема
    защиты населенных пунктов и объектов хозяйствования от опасных природных
    процессов и другие;
  7. оказание бесплатной медицинской помощи пострадавшим гражданам,
    спасателям и лицам, принимавшим участие в ликвидации чрезвычайных
    ситуаций техногенного и природного характера, проведение и иных мер
    медицинской защиты под руководством Государственной службы медицины
    катастроф;
  8. защиту от биологических средств поражения путем проведения комплекса
    административно-хозяйственных, режимно-ограничительных и специальных
    противоэпидемических и медицинских мероприятий;
  9. радиационную и химическую защиту по выявлению и оценке
    радиационной и химической обстановке, организации и осуществлению
    дозиметрического и химического контроля, разработке типовых режимов
    радиационной защиты, обеспечению средствами индивидуальной и
    коллективной защиты, организации и проведению специальной обработки;
  10. государственную стандартизацию продукции (работ, услуг) и материалов с целью их безопасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды, их качества в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологий;
  11. проведение государственной экспертизы проектов и решений по тем объектам производственного и социального назначения, которые могут повлечь чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера и повлиять на состояние защиты населения и территорий от их последствий;
  12. осуществление государственного надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
  13. декларирования безопасности объектов повышенной опасности.