Главная Страница Экологический аудит Взаимоотношения между государственным бюджетом

Взаимоотношения между государственным бюджетом


Представляется, что использование финансовых средств из государственного было бы более эффективным, если бы в Законе Украины о государственном бюджете на текущий год в разделе «Взаимоотношения между государственным бюджетом Украины и местными бюджетами» отмечалось, что часть средств специального фонда охраны окружающей природной среды местных бюджетов в размерах, определенных общегосударственными программами охраны и воспроизводства окружающей среды Азовского и Черного морей, обращения с токсичными отходами, формирования национальной экологической сети Украины на 2000-2015 годы должны идти на разработку и реализацию соответствующим им региональных и местных экологических программ. Такое положение конституционного Закона обязывало бы региональные и местные органы государственной власти нести ответственность не только за целевое, а и за эффективное использование бюджетных средств в рамках общегосударственных экологических программ с указанием конкретных исполнителей. С другой стороны, планирование природопользования и охраны окружающей среды на принципах устойчивого развития, накопленный опыт экологического планирования за годы независимости указывает на необходимость разработки Концепции устойчивого развития страны, где экологические, экономические, социальные проблемы и способы их разрешения были бы взаимосогласованы и не противоречили друг другу.

Успех реализации любой экологической программы во многом зависит от слаженности действий органов государственного управления на всех уровнях, правильного распределения полномочий между ними, а также разработанности единых методических подходов при комплексном разрешении проблем экономического, социального и экологического характера. Однако в условиях рыночной экономики данные критерии планирования природопользованием и охраны окружающей среды не отражают в полной мере тех объективных процессов, которые происходят в современном обществе.

Согласно ст55 ХК Украины субъектами хозяйствования признаются участники
хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя
хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют
обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах
этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством

Виды субъектов хозяйствования - юридические лица, физические лица. Осуществляющие хозяйственную деятельность без образования юридического лица, и зарегистрированные в соответствии с законом в качестве предпринимателей, обособленные подразделения и структуры единицы хозяйственных организаций, образованные ими для осуществления хозяйственной деятельности (филиалы, представительства хозяйственных организаций и др )

 

В юридической литературе под термином «экологическое управление» понимается охрана окружающей природной среды, природопользование, обеспечение экологической безопасности. В этот перечень, на наш взгляд, следует включить также внутрипроизводственную деятельность, в процессе которой осуществляется природопользование и должны приниматься меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности. Тогда соответственно субъектами экологического управления, наряду с органами государственной власти, общественными формированиями должны выступать предприятия, учреждения и организации, независимо от их форм собственности; министерства и ведомства различных отраслей экономики, а значит субъектов хозяйствования39 законодательно следует рассматривать в качестве субъектов планирования природопользованием и охраны окружающей среды на принципах устойчивого развития. При этом остаются открытыми следующие вопросы: в зависимости от субъекта планирования, что будет являться объектом планирования и какие правовые показатели можно использовать для проверки эффективности экологического планирования на уровне региона, местности, производственной организации?