Главная Страница Экологический аудит Управление в сфере экологии

Управление в сфере экологии


Управление в сфере экологии является одним из видов социального управления, под которым понимается целенаправленная совокупность действий людей (субъектов управления), обеспечивающих согласование и координацию совместного труда с целью достижения общественно значимых целей и разрешения поставленных задач. К субъектам управления в Украине относятся государственные органы, независимо от конкретного предназначения, органы местного самоуправления, а также объединения граждан.

Правовой основой управления в сфере экологии, наряду с нормами экологического права, являются нормы административного права. Первые призваны отражать специфику предмета, объектов, субъектов и принципов правового регулирования общественных отношений в данной сфере. Вторые определяют общие цели, задачи и функции «государственных общественных отношений управленческого характера, складывающихся в сфере исполнительной и распорядительной власти, внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями, их органами внешних юридически - властных полномочий». Исходя из предмета регулирования (управление социальными процессами) нормы административного права являются общими, а нормы экологического права - специальными, обеспечивающими более конкретное регулирование одного и того же предмета. При противоречии этих норм, в теории права приоритет отдается специальной норме.

В учебной литературе административного права8 рассматриваются лишь отдельные аспекты управления в сфере экологии: использование и охрана природных ресурсов в рамках государственного управления, где природные ресурсы Украины выступают объектом управления государственной и региональной собственности, а для отдельных отраслей промышленности - в качестве сырья. При такой системе управления окружающей средой экологический аудит оказывается невостребованным.

Охрана природных ресурсов ограничивается установлением полномочий органов местного самоуправления по утверждению ими для промышленных предприятий лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; по объединению на договорных основах средств промышленных предприятий, размещенных на соответствующей территории, со средствами иных предприятий, учреждений, организаций, населения, а также бюджетных средств на природоохранные мероприятия, т.е. имеет сугубо практическую направленность. В краткосрочном плане - это, видимо, оправданно. В долгосрочном же планировании управленческой деятельностью этого явно недостаточно, так как тогда в основу деятельности органов управления закладывается изначально не научно обоснованный прогноз их деятельности на долгосрочный период с учетом международных, национальных, исторических, экологических и иных факторов, а метод проб и ошибок.