Главная Страница Экологический аудит Субъекты управления

Субъекты управления


В отличие от некоторых научных подходов, действие положений государственных стандартов ДСТУ ISO 14001-97, ДСТУ ISO 14004-97 распространяются только на деятельность субъектов хозяйствования, по которым предприятия выступают в качестве объекта системы управления окружающей среды как части общей системы управления. Субъектами управления такой системы, наряду с органами власти, выступают администрация компании, корпорации, фирм, предприятий или других учреждений, их подразделений или их объединений (далее - организации), (с правами юридического лица или без них, общественные или частные, либо с другими формами собственности, выполняющие самостоятельные функции). Поэтому основной целью данных стандартов является не только обеспечение охраны окружающей среды и предотвращение ее загрязнения субъектами экономическими потребностями, но и учет экономических интересов субъектов хозяйствования и предпринимательства.

Названные стандарты содержат только те требования, которые могут быть объективно проверены с помощью аудита, обязывают организации придерживаться действующего законодательства и нормативных актов, побуждают их к внедрению наилучших из существующих технологий там, где это возможно и экономически целесообразно. Они распространяются на организации, функционирующие на территории Украины не зависимо от форм собственности и видов деятельности, и на органы по сертификации/регистрации.

Требования стандартов основываются на концепции, что организация будет периодически анализировать и оценивать свою систему управления окружающей средой с целью выявления возможностей совершенствования и их реализации, чтобы дополнительно улучшить экологические характеристики.

Поскольку экологический аудит выступает важным правовым инструментом совершенствования системы управления окружающей средой на уровне предприятия, представляется необходимым определить его роль в общей системе государственного управления по обеспечению устойчивого развития страны.

В последние годы практиками и учеными отмечается необходимость совершенствования системы государственного управления Украины путем проведения административной реформы5; создания теоретических моделей и прогнозов на основе научных методов моделирования и планирования.6Для этого, по их мнению, следует теоретически обосновать процессы современного правотворчества в сфере государственного управления, прогнозировать тенденции их развития, их оптимальные пути и направления, своевременно предостерегать от возможных ошибок. В юридической научной литературе правовые аспекты устойчивого развития Украины, в т.ч. управления этим процессом в сфере экологии, не находят пока должного отражения.