Главная Страница Экологический аудит Анализ природоохранной деятельности предприятий

Анализ природоохранной деятельности предприятий


Экологи и экономисты также считают, что экологический аудит представляет собой самостоятельное направление деятельности (экологическую услугу), позволяющее в условиях формирования в Украине рыночной экономики находить компромисс между экономическими интересами конкретных субъектов хозяйствования и экологическими интересами общества. Для экологов экологический аудит выступает прежде всего как инструмент управления состоянием окружающей среды, базирующийся на результатах оценки и анализа природоохранной деятельности предприятий. Экономистов интересует прежде всего возможность использования экологического аудита для повышения рентабельности и инвестиционной привлекательности предприятия, подразделяя его на производственный, финансовый и на соответствие действующему законодательству и установленным нормативам:

Особую точку зрения на объекты научного исследования, в отношении которых может применяться экологический аудит, высказывает Разметаев СВ. Предложенная им структура законопроекта Украины «Об экологическом аудите» вводит три уровня экологического аудита: экологический аудит территории (региона), экологический аудит отрасли хозяйства, экологический аудит производственного объекта (комплекса). По его мнению это обусловлено тем, что экологический аудит одновременно является инструментом государственного управления природопользования и охраны окружающей среды, а также экономико-правовым инструментом стимулирования природоохранной деятельности.

Каждый из перечисленных подходов использования экологического аудита отражает тот или иной аспект востребованности его на практике и имеет право на самостоятельное существование, так как:

  • способствует получению необходимых данных о неблагополучных с точки зрения экологии предприятиях, подлежащих приватизации; определению по ним первоочередных природоохранных мер, которые должны проводить новые собственники приватизированных объектов;
  • собственникам предприятий позволяется узнать степень экологической опасности своего предприятия, своей продукции, ее материало- и энергоемкость с целью снижения этих факторов в условиях рыночной конкуренции, а также учитывать экологический фактор своего производства для снижения экологических штрафов или риска остановки производства по предписанию природоохранного органа;
  • без аудита невозможны расчет экологических рисков, экологическая сертификация и экологическое страхование;
  • хозяйственные суды, суды общей юрисдикции, правоохранительные органы для установления размера ущерба, нанесенного окружающей среде в результате правонарушения, через экологический аудит могут проводить независимую оценку деяния или факта;
  • природоохранные органы получают постоянную квалифицированную помощь в осуществлении государственного экологического контроля за природопользователями без затрат людских и материальных ресурсов государства; отличие экологического аудита от государственного экологического контроля в том, что первый позволяет делать вывод об эколого-экономической целесообразности дальнейшей эксплуатации аудируемого объекта, а второй призван с помощью деятельности уполномоченных субъектов (Советов, их исполнительных и распорядительных органов, специально уполномоченных государственных органов)обеспечить выполнение правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы;
  • администрации районов и городов будут иметь возможность получения компетентных заключений по экологическим рискам на подведомственных территориях;
  • население будет иметь возможность получать платные услуги по установлению различных вредных экологических факторов на производстве и в быту.

В итоге использование различных правовых форм экологического аудита позволит с помощью усиления, углубления и профессионализации контроля за деятельностью субъектов хозяйствования сократить степень отрицательного влияния их деятельности на окружающую среду. От обеспечения правовой защиты интересов и прав всех субъектов общественных отношений выиграют и природа и население. Объектами экологического аудита могут выступать как предприятия, так и определенные территориальные образования, регионы.

 
Текст перед ссылками: прокладка водопровода в Обнинске Текст после ссылок: