Социально-экономическая обусловленность экологического аудирования
- положениями Закона Украины «Об основах национальной безопасности
Украины», Рекомендациями парламентских слушаний о соблюдении
требований природоохранного законодательства в Украине, Основными
направлениями государственной политики Украины в области охраны
окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения
экологической безопасности; - необходимостью согласования целей экономического развития и хозяйственной деятельности с экологическими требованиями и ограничениями, обусловленными продолжающимся экологическим кризисом в стране;
- установлением множественности форм собственности на природные
ресурсы, природные объекты - земельные участки, участки лесного фонда, недр,
континентального шельфа, водные объекты, вовлечение природных объектов в
экономический и деловой оборот. На этой основе возникают принципиально
новые гражданско-правовые отношения в экологической сфере деятельности; - необходимостью возложения на владельцев предприятий -
природопользователей обязанности выполнять требования не только по
рациональному природопользованию, охране окружающей среды от
негативного воздействия деятельности предприятия, но и по обеспечению
защищенности предприятия от негативного воздействия загрязненных
природных объектов и от нехватки природных ресурсов (по обеспечению его
экологической безопасности), по защите от чрезвычайных ситуаций; - стоимостью не только основных средств предприятий, экономическими
показателями их хозяйственной деятельности, но и в значительной мере их
экологичностью; - действием объективных экономических законов рыночной экономики -
закона стоимости, закона прибыли, закона монополизации хозяйственной
деятельности и других.
В министерстве юстиции Украины, то, согласно ст.117 Конституции Украины, их следует рассматривать не в качестве нормативно-правовых актов, а как рекомендации специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти В данной работе приводятся только те требования государственных стандартов об экологическом аудите, которые не противоречат положениям Закона Украины «Об экологическом аудите» или конкретизируют их 6 |
Наряду с социально-экономической обусловленностью введение в Украине экологического аудирования вызвано также необходимостью адаптации законодательства страны к законодательству Европейского Союза, в том числе в области окружающей среды, технических правил и стандартов.[1] С этой целью, на основании приказа Госстандарта Украины от 18 августа 1997 года № 495, введены, соответствующие международным стандартам серии ISO - 14000, государственные стандарты Украины.[2] Их назначение - определить систему управления окружающей средой на уровне предприятий, компаний (ДСТУ ISO 14001-97, ДСТУ ISO14004-97) и проверка эффективности данных систем с использованием экологического аудита (ДСТУ ISO 14010-97, ДСТУ ISO 1401197, ДСТУ ISO 14012-97).
Реализация перечисленных стандартов позволит субъектам хозяйствования активно участвовать в создании благоприятной среды в жизнедеятельности человека, обеспечивать рациональное природопользование, делать свое производство и выпускаемую продукцию (услуги) более конкурентно-способными и инвестиционно привлекательными.
Изложенное показывает, что назрела практическая необходимость в создании независимой объективной квалифицированной оценки результатов хозяйственной природоохранной деятельности предприятия. Сделать это возможно, если использовать соответствующие организационно-правовые и экономико-правовые механизмы, с помощью которых можно оценить соответствие деятельности хозяйствующего субъекта законодательству и оценить достоверность информации, отраженной в бухгалтерской отчетности, финансовых обязательствах, налоговых декларациях и т.д. Одним из таких механизмов является аудит.