Главная Страница Уголовное право Прокурорский надзор Прокурорский надзор за исполнением законов

Прокурорский надзор за исполнением законов


Мы рады приветствовать Вас на нашем правовом портале VoxLex.ru. Сообщаем что раздел Прокурорский надзор пополнился новой статьей про прокурорский надзор за исполнением законов. В предыдущей статьей рассматривался вопрос про назначение прокуроров на должность. И так, далее пойдет текст самой статьи. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В силу этого предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Возложение на прокуратуру надзора за соблюдением Конституции РФ усиливает ее правозащитную функцию, создает, с одной стороны, реальные гарантии прав и свобод граждан, с другой - обеспечивает возможность воздействия на неправомерные действия органов власти и должностных лиц.

Вступление России в Совет Европы, признание ею юрисдикции Европейского Суда по правам человека, ратификация ряда конвенций и международных договоров требуют от нее неукоснительного соблюдения положений Конституции РФ, определившей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и вступившие в установленном порядке в силу международные договоры РФ являются составной частью правовой системы государства. Приоритетное значение международных договоров и их прямое действие налагают на органы прокуратуры обязанности как по надзору за их соблюдением, так и по осуществлению взаимодействия с компетентными органами сотрудничающих стран по их точному и неуклонному исполнению.

Под законами, исполнение которых входит в сферу прокурорского надзора, понимаются принятые в особом порядке акты законодательного органа, обладающие высшей юридической силой и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений. В РФ на федеральном уровне существуют два вида законов - федеральные конституционные законы и федеральные законы. Субъекты РФ так же, как и представительные органы местного самоуправления, наделены правом принятия законов в пределах их компетенции. Законы подлежат обязательному опубликованию, не опубликованные законы не применяются. В сферу прокурорского надзора за исполнением законов входят также постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания РФ - Совета Федерации и Государственной Думы РФ. В Федеральном законе "О прокуратуре РФ" прямо не упоминаются нормативные акты, издаваемые Президентом РФ и Правительством РФ, которые как высшие органы государства наделены правом издания указов и постановлений, регулирующих общественные отношения, касающиеся различных сфер жизни и деятельности общества, обязательных для исполнения на всей территории РФ. Тем не менее прокурорский надзор за исполнением законов предполагает надзор за соблюдением исполнением не только Основного закона государства, конституционных федеральных и федеральных законов, но и иных нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения на всей территории РФ.

Отрасль прокурорского надзора за исполнением законов является наиболее объемной, охватывающей огромное количество нормативных актов, регулирующих отношения в самых различных сферах деятельности. Число обособленных сфер общего надзора достигает 60 (надзор за законодательством о выборах, беженцах, эпидемиях, охране труда, оружии, защите потребителей, рекламе и т.д.). Осуществляя общий надзор, прокуратура пытается "объять необъятное". Только на районном уровне принимаются сотни тысяч правоприменительных актов. Каждый год в России издается более миллиона нормативных актов, поэтому Федеральный закон "О прокуратуре РФ" ограничил общий надзор рассмотрением лишь тех правовых актов, о незаконности которых поступила соответствующая информация. В то же время, согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществляется независимо от поступления информации о нарушениях законности.

Прокуратурой установлен постоянный надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, включая не противоречащие федеральному законодательству законы субъектов РФ. О наиболее серьезных нарушениях законности и возникающих проблемах в осуществлении прокурорского надзора информируется Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры. В связи с чем особую актуальность приобретает прокурорский надзор за исполнением законов, закрепляющих прав и свободы человека и гражданина, и прежде всего, надзор за соблюдением закрепленных в Конституции РФ прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. Так, при проверках исполнения работодателями трудового законодательства прокурорские работники анализируют выполнение работодателями обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, при этом особое внимание уделяется организациям-должникам, в отношении которых применены процедуры банкротства, а также градообразующим предприятиям.

Учитывая особую важность вопросов, касающихся обеспечения жильем граждан России, при организации надзорной деятельности за исполнением законодательства в данной сфере органы прокуратуры особое внимание обращают на соответствие принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ федеральному земельному, градостроительному, жилищному и антимонопольному законодательству; на соблюдение требований законодательства при предоставлении земельных участков для строительства жилых домов; на обеспечение качества возводимого жилья; на соблюдение порядка и сроков проведения государственных экспертиз и разрешительных процедур.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи представляет собой самостоятельное, специфическое направление деятельности органов прокуратуры, которое относится к надзору за исполнением законов в межотраслевых сферах и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних.

В период проведения избирательных кампаний федерального, регионального и муниципального уровней повышенное внимание органами прокуратуры уделяется вопросам соблюдения законодательства о выборах и о проведении публичных мероприятий, ими обеспечивается должное взаимодействие с избирательными комиссиями и правоохранительными органами.

В сфере экономики прокурорские работники сосредоточивают усилия на надзоре за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского, таможенного, антимонопольного законодательства. В целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений экономической направленности органы прокуратуры обеспечивают надлежащее взаимодействие с уполномоченными контролирующими органами, в первую очередь - со Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ и муниципальных образований.

Успешное воплощение в жизнь таких национальных проектов, как "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса", "Образование" и "Здоровье" невозможно без неукоснительного исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами федерального законодательства, без обеспечения режима законности в деятельности хозяйствующих субъектов, вовлеченных в данную сферу правоотношений, без соблюдения прав и свобод граждан. Ввиду этого особое внимание прокуратура уделяет вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции. Прокурорами выявляются многочисленные нарушения законодательства, допущенные при осуществлении федеральных и региональных целевых программ, в том числе факты нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, их хищений, несоблюдения требований законодательства при разрешении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют об увеличении количества нарушений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 3 ноября 2010 г.), в том числе прав участников предпринимательской деятельности, что лишает процедуру размещения заказов прозрачности, создает условия для злоупотреблений. В связи с этим одной из важнейших задач органов прокуратуры на современном этапе является обеспечение исполнения законодательства в сфере размещения заказов, направленного на создание условий для добросовестной конкуренции и равенства прав участников торгов, эффективное и целевое использование бюджетных средств, предотвращение коррупции.

С учетом экологической обстановки в каждом регионе налажен эффективный прокурорский надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов. По каждому факту экологического правонарушения прокурорские работники должны принципиально ставить вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причиненного материального ущерба.

В прокурорском надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение придается выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. При осуществлении надзора за исполнением законов должностными лицами федеральных, региональных, местных органов власти прокурорскими работниками в обязательном порядке оценивается правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций. Прокуратура систематически проверяет исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.

Одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности. На основе анализа состояния законности органами прокуратуры систематически проводятся проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах их компетенции требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в том числе о приоритетном порядке принятия профилактических мер. При этом особое внимание уделяется обеспечению постоянного и эффективного надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в деятельности МВД России, Минюста России, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и их территориальных органов, в том числе за своевременностью, полнотой, законностью и обоснованностью принимаемых ими мер по выявлению и пресечению экстремистских проявлений. В целях недопущения использования средств массовой информации, сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности прокуратурой организован их мониторинг.

Прокурорский надзор в данной сфере предусматривает достаточно широкий круг субъектов, которые обязаны соблюдать и исполнять законы. К ним относятся:

федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти;

представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;

органы местного самоуправления;

органы военного управления;

органы контроля;

должностные лица вышеперечисленных органов;

субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Согласно ст. 5 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (в ред. от 1 июля 2010 г.) субъектами осуществления общественного контроля являются общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах РФ, и их члены, а содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляют общественные объединения;

органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Коммерческими организациями, согласно гражданскому законодательству, признаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Органами управления коммерческих организаций являются общее собрание участников, учредителей (акционеров), совет директоров, наблюдательный совет, правление, дирекция и т.п. В качестве руководителя коммерческих организаций выступают генеральные директора, директора. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Органы управления некоммерческих организаций представляют собой общее собрание членов этой организации, совет, попечительский совет, правление. В качестве руководителя некоммерческой организации может, например, выступать председатель некоммерческой организации.

Прокуратура осуществляет надзор не только за исполнением законов, но и за соответствием законам правовых актов, издаваемых вышеперечисленными органами и должностными лицами. В России, на всей ее территории, необходимо обеспечение единства законности, одинаковое ее понимание и осуществление, и специальным органом государства, уполномоченным обеспечить это единство, является прокуратура. Для этого она была создана, в этом состоит ее главная задача. В рамках прокурорского надзора за исполнением законов прокурорские работники должны обеспечивать надзор за соответствием конституций республик, уставов, законов, нормативных правовых актов субъектов РФ, а также уставов муниципальных образований Конституции РФ и федеральным законам. При этом они должны исходить, прежде всего, из установленного распределения полномочий между РФ, составляющими ее субъектами и органами местного самоуправления. В целях предотвращения принятия законодательными (представительными) органами субъектов РФ законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, органы прокуратуры взаимодействуют с представительными органами, принимают непосредственное участие в правотворческом процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.). При обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве прокуроры уполномочены вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов. В случае выявления несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным законам, несовершенства федерального законодательства материалы об этом представляются Генеральному прокурору РФ.

Органы прокуратуры должны совершенствовать методику сбора, накопления и обработки сведений о вступивших в противоречие с федеральным законодательством нормативных правовых актах субъектов РФ и местного самоуправления. В течение месяца с момента изменения федерального законодательства прокурорские работники должны проводить сверки действующих нормативных правовых актов в органах государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, о чем составляются соответствующие акты о наличии или отсутствии нормативных правовых актов, вступивших в противоречие с федеральным законодательством. В этих целях используются на регулярной основе данные федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, обеспечивается деловое сотрудничество с территориальными органами Минюста России, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, с главными федеральными инспекторами в субъектах РФ, контролирующими органами, общественными организациями, средствами массовой информации. В качестве дополнения советуем обратиться к статье про систему органов прокуратуры, чтобы расширить свой кругозор и обладать соответствующей информацией (прим. - VoxLex.ru)

Таким образом, прокуратура в своих надзорных действиях должна руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции РФ, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Прокурорский надзор за исполнением законодательства осуществляется гласно. В связи с чем гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации должна быть предоставлена возможность получения сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка, а органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также население должны регулярно информироваться об этом прокуратурой.

Автор: Ласкина Н.В.