Перечень сфер хозяйственной деятельности
Статьей 19 Хозяйственного кодекса утвержден перечень сфер хозяйственной деятельности предприятия, за которыми государство обязано осуществлять контроль и надзор. Данный перечень следует также рассматривать в качестве объекта экологических правоотношений на конкретном предприятии по поводу:
- сохранения и расходования средств и материальных ценностей субъектами хозяйственных отношений;
- финансовых, кредитных отношений, валютного регулирования и налоговых отношений;
- цен и ценообразования;
- монополизма и конкуренции;
- земельных, водных, лесных и иных природоресурсовых отношений;
- безопасности производства и труда, соблюдения законодательства о труде; пожарной, экологической, санитарно-гигиенической безопасности; соблюдение стандартов, норм и правил, которыми установлены обязательные требования относительно условий осуществления хозяйственной деятельности;
- качества и безопасности продукции и услуг;
- технологической, экономической, экологической и социальной безопасности при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
По сути дела закрепленный в Хозяйственном кодексе Украины перечень сфер хозяйственной деятельности, за которыми государство обязано осуществлять контроль и надзор, конкретизирует, выделяет на составные части объект аудиторских правоотношений.
Введение в Украине государственных стандартов ДСТУ ISO 14001-97 и ДСТУ ISO 14004-97 на основании приказа Госстандарта Украины от 18 августа 1997 года № 495 и соответствующих международным стандартам серии ISO-14000 позволяет предприятиям любой формы собственности, их министерствам и ведомствам создавать свои собственные системы экологического управления, эффективность деятельности которых можно объективно проверить, используя экологический аудит Названные стандарты обязывают организации придерживаться действующего законодательства и нормативных актов, побуждают их к внедрению наилучших из существующих технологий там, где это возможно и экономическая целесообразно. Тем самым техногенно опасное предприятие для окружающей среды выступает объектом экологического управления, целью которого является повышение его инвестиционной привлекательности и эффективности производства продукции, выполнения работ и оказываемых услуг.
В тоже время любое предприятие активно "вторгается" в экологические системы и природные компоненты территорий, на которых оно расположено. Поэтому объектом экологического аудита должны выступать не сами территории, а природные ландшафты и естественные экологические системы в границах административно-территориальных образований и их трансформация (модификация) под воздействием деятельности техногенно опасных предприятий.
Содержание аудиторских правоотношений составляют права и обязанности их участников, осуществляющих аудиторскую деятельность в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради достижения которой складываются данные аудиторские отношения. По функциональному назначению Г.П. Серов подразделяет их на регулятивные и правоохранительные.
Регулятивные аудиторские правоотношения проявляются в совершении участниками правоотношений позитивных (положительных) действий и урегулированы нормами гражданского, административного, уголовного и иных отраслей права.